Статьи
Р. Демьянов
Порядок выдачи заработной платы; Организация оплаты труда; Ответственность за задержку зарплаты
Основные требования к работнику по соблюдению им правил указываются в трудовом договоре. Следовательно, условия трудового договора, в том числе с точки зрения оплаты труда, являются обязательными для сторон, и их нарушение влечет за собой предусмотренную законодательством ответственность.
В связи с действием Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) и многочисленными нарушениями его требований представляется необходимым более подробно рассмотреть нормы, предусматривающие административную ответственность за нарушение трудовых прав граждан, в том числе касающиеся оплаты труда.
Дисциплинарный проступок необходимо отличать от административного правонарушения. Дисциплинарным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (часть 1 статьи 192 ТК).
Согласно статье 2.1 КоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность за правонарушения непосредственно в области трудовых правоотношений предусмотрена в главе 5 КоАП "Административные правонарушения, посягающие на права граждан".
Объектами правонарушений в основном являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда, по поводу:
За вышеназванные нарушения предусматриваются административное наказание в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от 3-х до 5 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на должностных лиц - от 5 до 50 МРОТ, на работодателей - от 10 до 50 МРОТ, на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до 3-х лет (часть 2 статьи 5.27 КоАП РФ), а по части 1 этой же статьи за вышеуказанные нарушения, совершенные лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическими лицами, помимо штрафа установлено также альтернативное наказание в виде административного приостановления деятельности до 90 суток.
Кроме того, сферу трудовых правоотношений затрагивают также и другие административные правонарушения, за совершение которых предусмотрена административная ответственность. К ним можно отнести:
Вышеприведенные нормы свидетельствуют о том, что КоАП не содержит отдельно нормы, предусматривающей административную ответственность за неоплату труда работника. Однако все они в той или иной степени связаны с заработной платой.
Тем более сравнительный анализ норм ТК и КоАП позволяет с определенностью сделать вывод о том, что содержание, например, статьи 5.27 КоАП об административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда включает в себя и ответственность за нарушение законодательства, регулирующую порядок оплаты труда, равно как и понятие "трудовые права граждан" включает в себя и право их на оплату своего труда.
Кроме того, изложенные в статье 2 ТК основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений наряду с другими включают и такой принцип, как обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Имея различные полномочия, в том числе по осуществлению государственного надзора и контроля, уполномоченные органы возбуждают административное производство по фактам нарушений трудовых прав граждан, осуществляют разбирательство по делам с вынесением постановлений о привлечении к административной ответственности либо освобождении от нее.
Согласно статье 23.1 КоАП судьи рассматривают дела об административных правонарушениях в сфере труда, предусмотренных статьей 5.7 (отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме), частью 2 статьи 5.27 (нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение), статьями 5.42 (нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости), 18.10 (нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы), 18.13 (незаконная деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей) и статьей 20.26 КоАП (самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального спора).
В соответствии с частью 1 статьи 23.12 Кодекса Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27, статьями 5.28 - 5.34 и 5.44 КоАП: нарушение законодательства о труде и об охране труда, уклонение от участия в примирительных процедурах, в переговорах о заключении коллективного договора или соглашения, непредоставление для этого необходимой информации, отказ от заключения коллективного договора либо соглашения, нарушение или невыполнение обязательств по ним, увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, сокрытие страхового случая.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "OPLATATRUDA.RU | Организация и оплата труда" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
Р. Демьянов
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКАМ
Разделы:Порядок выдачи заработной платы; Организация оплаты труда; Ответственность за задержку зарплаты
Статьей 22 Трудового кодекса (ТК) установлены обязанности работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, выплачивать в полном размере причитающуюся им заработную плату в установленные сроки, возмещать причиненный работникам вред в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, установленных ТК, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В свою очередь, работнику необходимо соблюдать требования законодательства о труде, заложенные в статье 21 ТК:
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- выполнять установленные нормы труда и др.
Основные требования к работнику по соблюдению им правил указываются в трудовом договоре. Следовательно, условия трудового договора, в том числе с точки зрения оплаты труда, являются обязательными для сторон, и их нарушение влечет за собой предусмотренную законодательством ответственность.
В связи с действием Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) и многочисленными нарушениями его требований представляется необходимым более подробно рассмотреть нормы, предусматривающие административную ответственность за нарушение трудовых прав граждан, в том числе касающиеся оплаты труда.
Дисциплинарный проступок необходимо отличать от административного правонарушения. Дисциплинарным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (часть 1 статьи 192 ТК).
Согласно статье 2.1 КоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Виды административных правонарушений
Административная ответственность за правонарушения непосредственно в области трудовых правоотношений предусмотрена в главе 5 КоАП "Административные правонарушения, посягающие на права граждан".
Объектами правонарушений в основном являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда, по поводу:
- реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и заработной плате;
- заключения коллективного договора либо соглашения;
- выполнения указанных в них обязательств, в том числе достигнутых в примирительных процедурах;
- увольнения работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки; нарушения прав инвалидов в области трудоустройства и занятости;
- сокрытия страхового случая.
За вышеназванные нарушения предусматриваются административное наказание в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от 3-х до 5 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на должностных лиц - от 5 до 50 МРОТ, на работодателей - от 10 до 50 МРОТ, на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до 3-х лет (часть 2 статьи 5.27 КоАП РФ), а по части 1 этой же статьи за вышеуказанные нарушения, совершенные лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическими лицами, помимо штрафа установлено также альтернативное наказание в виде административного приостановления деятельности до 90 суток.
Кроме того, сферу трудовых правоотношений затрагивают также и другие административные правонарушения, за совершение которых предусмотрена административная ответственность. К ним можно отнести:
- отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме (статья 5.7 КоАП);
- нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы (статья 18.10 КоАП);
- незаконную деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей (статья 18.13 КоАП);
- самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора (статья 20.26 КоАП).
Ответственность за неоплату труда работника
Вышеприведенные нормы свидетельствуют о том, что КоАП не содержит отдельно нормы, предусматривающей административную ответственность за неоплату труда работника. Однако все они в той или иной степени связаны с заработной платой.
Тем более сравнительный анализ норм ТК и КоАП позволяет с определенностью сделать вывод о том, что содержание, например, статьи 5.27 КоАП об административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда включает в себя и ответственность за нарушение законодательства, регулирующую порядок оплаты труда, равно как и понятие "трудовые права граждан" включает в себя и право их на оплату своего труда.
Кроме того, изложенные в статье 2 ТК основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений наряду с другими включают и такой принцип, как обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Имея различные полномочия, в том числе по осуществлению государственного надзора и контроля, уполномоченные органы возбуждают административное производство по фактам нарушений трудовых прав граждан, осуществляют разбирательство по делам с вынесением постановлений о привлечении к административной ответственности либо освобождении от нее.
Согласно статье 23.1 КоАП судьи рассматривают дела об административных правонарушениях в сфере труда, предусмотренных статьей 5.7 (отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме), частью 2 статьи 5.27 (нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение), статьями 5.42 (нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости), 18.10 (нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы), 18.13 (незаконная деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей) и статьей 20.26 КоАП (самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального спора).
В соответствии с частью 1 статьи 23.12 Кодекса Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27, статьями 5.28 - 5.34 и 5.44 КоАП: нарушение законодательства о труде и об охране труда, уклонение от участия в примирительных процедурах, в переговорах о заключении коллективного договора или соглашения, непредоставление для этого необходимой информации, отказ от заключения коллективного договора либо соглашения, нарушение или невыполнение обязательств по ним, увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, сокрытие страхового случая.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "OPLATATRUDA.RU | Организация и оплата труда" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)