Статьи
Е. Кальчевская

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДОВОГО КОДЕКСА В ЧАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ

Разделы:
Организация оплаты труда




Главным направлением совершенствования правового регулирования трудовых отношений должно стать регулирование и изменение норм Трудового кодекса (ТК), посвященных оплате труда работников организации: раздел IV "Оплата и нормирование труда".

Понятийный аппарат

Следует отметить, что Федеральным законом от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ были внесены изменения практически во все статьи рассматриваемого раздела ТК, появились новые понятия, регламентирующие порядок оплаты труда.

Так, появилось понятие "базовый оклад (базовый должностной оклад)", под которым понимается минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Законодатель вводит два новых понятия: "поощрительные выплаты" и "социальные выплаты", определяющие понятие "заработной платы". Правда, чем они друг от друга отличаются, не понятно.

Статья 129 "Основные понятия и определения", раз уж она посвящена понятийному аппарату, могла бы содержать весь перечень терминов, регулирующих оплату труда.

Система оплата труда

Исходя из смысла абз. 1 статьи 135 ТК для того, чтобы начислить и затем выплатить работнику заработную плату, работодатель должен создать в организации "систему оплаты труда".

Кроме того, при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате (статья 136 ТК).

Заработная плата - это вознаграждение за труд, сумма средств, в основе определения которой лежит цена труда; она выступает одновременно как доход наемного работника и расходы работодателя.

Собственник коммерческой фирмы выступает, в первую очередь, единственным собственником денежных средств, поступающих в организацию. Поэтому в отличие от руководителя бюджетной (государственной, региональной, муниципальной) организации, он должен быть освобожден от обязанности устанавливать строго определенные рамки доплат, надбавок и других элементов заработной платы, выплачиваемых за те или иные факторы производства, условия труда, особенности рабочего места. Недаром большинство объявлений о вакансиях содержат информацию о заработной плате: "от 20 до 30 тыс.руб." или "от 30 тыс.руб.".

В западных странах законодательно регламентированы только сверхурочные выплаты, а доплаты и выплаты стимулирующего характера устанавливаются работодателем самостоятельно и, как правило, зависят от самого работника.

В ТК в качестве примера правового регулирования оплаты труда можно выделить статью 145 ТК, посвященную регулированию оплаты труда руководителей организации, их заместителе и главных бухгалтеров.

Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, - органами государственной власти соответствующего субъекта, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления. Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора.

Таким образом, одна категория работников, занятых в организациях, финансируемых из бюджетных источников, будет получать заработную плату в порядке и размерах, определяемых государственными и муниципальными органами, а у другой категории работников (большая часть) размер заработка должен определяться исключительно посредством взаимной договоренности работника с работодателем.

Гарантийные и компенсационные выплаты

Статьи 173 и 174 ТК посвящены определению гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего (среднего) профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения. Данной категории работников предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка, устанавливается сокращенная рабочая неделя для сдачи государственных экзаменов. Это все, конечно, хорошо.

Но указанные статьи ТК содержат положения, согласно которым работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения указанного образовательного учреждения и обратно. При этом для обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования проезд оплачивается в размере 50% его стоимости.

Не понятно, почему работодатель, который должен создавать благоприятные условия обучающемуся работнику, обязан соблюдать законодательно установленные нормы? К тому же, такие начисления, производимые согласно рассматриваемым статьям несколько раз в году, могут привести к конфликту работодателя с налоговыми органами. И почему обучающимся в вузах проезд должен компенсироваться в полном объеме, а студентам образовательных учреждений среднего профессионального образования – только 50%?

Полагаем, что схема предоставления компенсаций и гарантий работнику должна устанавливаться не законом, а в каждой организации самостоятельно путем заключения соответствующего соглашения между конкретным работником и работодателем.

Полагаем также, что все затраты на данные выплаты должны быть освобождены от налогообложения.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "OPLATATRUDA.RU | Организация и оплата труда" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)